Управление людьми посредством манипуляций
Человек хочет сам руководить своей жизнью, самому находить решения и не поддаваться на провокации со стороны других. Подобные провокации – особое средство управления людьми, манипулирование. Используют его «профессионалы влияния». К ним относятся продавцы, хорошие руководители, в некоторой степени работники средств массовой информации, труженики в сфере обслуживания, маркетологи, официанты и таксисты, вербовщики различных сект (особенно религиозных), и с непревзойденным мастерством овладели аферисты и попрошайки.
Часто в повседневной жизни некоторые методы манипулирования мы используем неосознанно, даже об этом не задумываясь. Не стоить думать, что вы не были ни разу объектом манипуляции. Например, такой метод воздействия применяют педагоги по отношению к своим воспитанникам и ученики в отношении к своим педагогам, всегда родители к детям и дети к своим предкам (родителям).
Манипуляция человеком – что это? Психология манипуляцией объясняет психологический прием, цель которого состоит в том, чтобы заставить человека выполнить важные для вас действия, вопреки его желаниям. Подразумевается, что манипулятор знает все тонкости человеческой души, поэтому для осуществления поставленной задачи находит для каждого индивидуальный подход. Немаловажно, чтобы жертва проведенной манипуляции была уверена, что выводы, неожиданно возникшие идеи или совершенные действия, ее собственные и естественно брала всю ответственность за содеянное на себя.
Манипулятор красиво всю ответственность за произошедшее событие переносит на выбранную жертву.
Подобный метод воздействия имеет как хорошие стороны, так и негативные. Все зависит от того, в чьих это руках. Манипулирование другими для реализации своих целей выглядит аморально, но в то же время межличностные отношения без манипулирования не могут обойтись. Например, для управления своими детьми, чтобы это выглядело ненавязчиво, не раня хрупкую душу ребенку, не «ломая» его, родители часто прибегают к манипулированию? Какая в этом корыстная цель? Или манипуляция учителя по отношению к своим ученикам. Где здесь выгода? Это необходимость.
Небольшие уловки, которые используются манипуляторами. Жертва манипуляций не должна догадаться, что ею манипулируют, поэтому применяются такие приемы, которые носят тайный характер. Например, переключить внимание собеседника, изолировать свою жертву от других, уменьшение критики в сторону жертвы и другие. Часто используется прием психологического давления. На деле это выглядит таким образом. Перехватывается инициатива, значительно сокращается время для обдумывания и принятия решения, ненавязчивое введение своей тематики, обращение к присутствующим, намеки на обширные связи и тому подобное.
Проникновение и «игра» на сугубо личных переживаниях. Это могут быть какие-то физические параметры (рост, особенности болезни, излишняя полнота), хобби, азарт, гордость за свое происхождение. Эксплуатируя личные качества жертвы, манипулятор имитирует процесс принятия решения самой жертвой. Сначала манипулятор создает конкуренцию мотивов. Следующим шагом будет подмена конкурирующих мотивов, тем который необходим манипулятору.
Типичные приемы манипулирования. Мастерство манипуляции в своем арсенале имеет различные техники. Нередко люди их используют в повседневной жизни, даже не замечая. Но есть некоторые люди, овладевшие техникой манипулирования в совершенстве, чтобы достичь своих целей. Вот самые распространенные.
Эффект, названный «нога в двери». Успешные торговые посредники твердят, что когда получилось поставить ногу в открытую дверь, то хозяин квартиры обязательно приобретет продукт. Объяснение очень простое. Двери незнакомым людям открывают добрые, доверчивые и честные люди. А дальше работает закон психологии: человек открыл дверь (один раз уступил), то значит, возрастает вероятность поблажек и в дальнейшем. Расчет очень простой, человек, открывший дверь, осознает себя внимательным, отзывчивым и неосознанно стремится таким же оставаться и дальше, что для манипулятора просто идеально.
Техника – «Пробный шар». Жертва получает информацию важную для нее не полностью, а по частям. На первом месте стоит имена та часть информации, которая может заинтересовать человека, и как только он «клюнул», то выдается следующая порция, без которой выполнение первой части невозможно. Например, у студентов спрашивают, не желают ли они сходить на какое-то торжество («пробный шар»), и только получив положительный ответ, выдается следующая часть информации (для этого будет необходимо сегодня остаться на еще одну пару). Студенты останутся на дополнительную пару, так как согласились на первую часть предложения и не хотят выглядеть на фоне других несерьезным человеком, который не держит данное слово. В магазинах регулярно используют данный прием, но немного изменив «приманку».