Манипуляция сознанием

Манипуляция сознанием

Психологи понимают под манипуляцией особый тип воздействия на сознание людей с целью изменить их восприятие или поведение при помощи скрытой или обманной тактики. Чаще всего этот термин воспринимается с оттенком негатива, ведь чужое сознание – сугубо личная территория, поэтому любое вторжение воспринимается большинством как нарушение личных границ. К тому же предполагается, что подобное воздействие в основном выгодно только манипулятору. Особенно опасна манипуляция сознанием, когда речь идет не об отдельном человеке, а о множестве людей. Последствия такого воздействия могут быть катастрофическими. Вспомним революцию 1917 года, период сталинских репрессий, деятельность криминальных сект и другие примеры, свидетельствующие о том, как поведение людей меняется под влиянием идеологии, навязываемой им извне.

Манипуляция общественным сознанием

Согласно исследованиям Ноама Хомски, американского лингвиста, аналитика, общественного деятеля, есть 10 способов, с помощью которых осуществляется манипуляция общественным сознанием. Вот они:

  1. Отвлечение внимания. Пример: колоссальную по важности информацию о повышении пенсионного возраста в России население получило в день открытия Чемпионата мира по футболу.
  2. Создание проблем и предложение способов их решения. Пример: постановочные «теракты», снятые и растиражированные СМИ участвующих в конфликте стран с целью получить общественную поддержку на проведение «антитеррористической» операции.
  3. Постепенность применения. Пример: постепенное внедрение в сознание людей идей неолиберализма конца 20 века в России.
  4. Отсроченное исполнение. Пример: непопулярная мера озвучивается как необходимая, но при этом отмечается, что она будет реализовываться не сейчас. Людям проще смириться с тем, что им не нравится, если это произойдет когда-то: легче поверить, что все еще может измениться.
  5. Обращение ко взрослым, как к детям. Пример: большинство информационных программ, рассчитанных на массовую и не слишком взыскательную аудиторию, падкую на сенсации. Их заказчики предполагают, что зрительская реакция на информацию будет с позиции «внутреннего ребенка», легко верящего «взрослым».
  6. Упор на эмоции, а не размышления. Пример: выступления В.В Жириновского на недавних предвыборных дебатах. Когда оппонент растерян, его проще деморализовать, подавить.
  7. Культивирование посредственности. Пример: создать искусственный разрыв между знаниями, доступным низшему и высшему классам, чтобы подавляющая масса людей не обладала сведениями, при помощи каких технологий ей управляют.
  8. Мода на определенный стиль поведения. Пример: герои популярных сериалов («Реальные пацаны»), реалити-шоу («Дом-2») и т.д. призваны дать молодежи новых «кумиров», показать, что тупость, пошлость и невоспитанность – это «модно».
  9. Усиление чувства вины. Пример: продвижение постулата о том, что люди сами виноваты в том, что с ними происходит, чтобы вместо социального протеста против непопулярных экономических преобразований они стремились к «самосовершенствованию».
  10. Использование в качестве средств манипуляции достижений науки в области изучения человека. Каждый день происходят новые открытия в таких науках как нейробиология, физика, прикладная психология. Доступ к этим данным есть далеко не у всех. Так меньшинство получает возможность управлять большинством, и обыватели даже не догадываются, что становятся объектом манипуляции.

Как защитить свое сознание от манипуляций?

Есть несколько простых правил, которые помогут сохранить ясность восприятия в условиях манипулирования общественным сознанием:

  1. Чем более осознанно вы будете реагировать на любую информацию, получаемую извне, тем выше вероятность не стать жертвой обмана. Не подстраивайтесь под толпу, не повторяйте сиюминутные лозунги, не ходите «строем».
  2. Всю новую информацию возьмите за правило пропускать через разум, «отключая» при анализе эмоции.
  3. Любое чужое мнение, которое преподносится как истина, воспринимайте как «одно из», а не единственно правильное.
  4. В советские времена в ходу было выражение: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой!» Этот лозунг – яркая иллюстрация манипуляции общественным сознанием. Чаще обращайтесь к себе с вопросом: не противоречат ли настойчиво повторяющиеся ожидания от вас вашим внутренним убеждениям?

Умение человека сохранять самообладание и собственную индивидуальность помогает избежать последствий манипулирования общественным сознанием.

Сила окружения. ДНК нетворкинга
22.06.2021-Александр Петрищев

Сила окружения. ДНК нетворкинга

Лайфхаки Нетворкинга
20.06.2021-Александр Петрищев

Лайфхаки Нетворкинга

Успейте получить

Вебинар в подарок

Оставь заявку прямо сейчас на бесплатный урок от
Александра Петрищева!
В этом уроке вы узнаете полезные техники влияния для жизни и бизнеса!

Поле обязательно для заполнения
Вы должны принять условия
Другие статьи
Тренинг-интенсив «Инсайты ораторского искусства»
28.06.2022

Тренинг-интенсив «Инсайты ораторского искусства»

Секреты публичных выступлений

Деловое общение

Механизмы влияния

Вводный видеокурс ораторского искусства
28.06.2022

Вводный видеокурс ораторского искусства

Практичный курс из 10 вебинаров включает в себя важные и прикладные темы по основам ораторского искусства, что позволит Вам понять свои ключевые коммуникативные проблемы, понять, как развивать себя.

Видеокурс Тренинг эффективных продаж
28.06.2022

Видеокурс Тренинг эффективных продаж

7 часовой тренинг с огромным количеством прикладных инструментов, приемов, методик и рекомендаций от гуру продаж Александра Петрищева. Этот тренинг будет полезен как для тех, кто работает в сфере B2B, так и В2С продажах. В большей степени приемы заточены на средние и крупные продажи.

Ораторский спецназ. Лучшие техники влияния
28.06.2022

Ораторский спецназ. Лучшие техники влияния

Центр деловых коммуникаций "ИГРОКС" приглашает Вас принять участие в бесплатном вебинаре на тему "Ораторский спецназ: лучшие техники влияния "