Мотивация персонала

Мотивация персонала

Говорят, что с древнейших времен и по сей день ничего нового кроме кнута и пряника в мотивации персонала не придумано. Согласны ли вы с этим утверждением? Предлагаю разобраться в этой, казалось бы, избитой теме.

Что мы знаем про мотивацию персонала?

Существуют материальные и нематериальные способы мотивировать людей. Внутренняя и внешняя мотивация. В подавляющем числе ситуаций владельцу бизнеса приходится задействовать внешнюю мотивацию. Иначе при сильной внутренней мотивации сотрудники из наемных работников сами становились бы предпринимателями.

Поэтому большинство моделей бизнеса до сих пор используют всем известную и на мой субъективный взгляд исчерпавшую себя систему «кнут и пряник». Почему я считаю, что эта система себя изжила и приносит больше вреда, чем пользы?

Мотивация давления – путь в никуда

Сколько бы вы не стимулировали ваших работников премиями, бонусами, бесплатными путевками, табличками «лучший работник месяца», штрафами и выговорами, все это создает давление на ваш персонал.

Вы говорите им: «Беги, продавай и в конце месяца получишь бонус». И человек действительно побежал продавать, потому что вы ему это сказали плюс, замаячил бонус. Получается пинок и морковка. Т.е. вы давите на сотрудника, чтобы он работал.

мотивация персоналаА любое давление создает напряжение внутри человека, внутри персонала, внутри всей компании. Невозможно постоянно расти вверх в условиях напряжения. Неизбежно наступает «разрыв» в каком-нибудь слабом звене вашей системы, например, заболел главбух, и все летит вниз, потому что кроме нее в этих отчетах никто не разберется.

Мотивация давления ведет в никуда. Вам надо будет постоянно менять морковки и кнуты, чтобы персонал не привыкал к ним. А это лишние траты времени, денег и ваших сил. И упрямый предприниматель вновь разрабатывает сложную систему мотивации (с окладом, по результату работы, на процентах, с подсчетом баллов и т.д.).

А еще, что мне совсем непонятно, устраиваются внутрикорпоративные соревнования. Это как раз из темы «лучший работник месяца». Я знаю, например, как в одной конторе менеджеры офиса в попытке обогнать друг друга по показателям соревновались за право целый месяц сидеть на офисном кресле представительского класса.

Замечательно, браво владельцу. Сотрудники бьются ради престижной табуретки, чтобы на месяц почувствовать себя боссом. План перевыполнен, продажи растут, победитель доволен, владелец в шоколаде, т.к. не надо своим «мышкам» платить за рвение, ведь есть же крутое кресло.

Или вот еще пример из в недавнем прошлом известного и необычного предпринимателя Евгения Чичваркина, который был владельцем «Евросети». Помните еще такого? Так вот Евгений придумал следующую мотивацию для лучшего продавца салонов сотовой связи его империи.

Бесплатное пользование в течение целого месяца желтым ламборджини (с материальной ответственностью, разумеется).

О какой «вкусный сыр»! Молодец Чичваркин. Это вам не офисное кресло. За такой приз его продажники из кожи вон лезли, чтобы потом чувствовать себя крутым, разъезжая в дорогой иномарке целых 30 дней.

Но, позвольте, заметит здесь опытный предприниматель. Эта система мотивации до сих пор дает результат. Да, вы правы, если человека «бить палкой» и показывать «сочную морковку» он действительно будет шевелиться и давать результат. Что же тут плохого?

Сейчас объясню. Если вам абсолютно наплевать на людей, и вы относитесь к бизнесу, как к спорту, то ничего вроде плохого. Победа любой ценой, главное результат в виде хрустящих казначейских бумажках.

А то, что внутренняя конкуренция среди ваших сотрудников не ведет к созданию позитивной атмосфере в компании, вас волновать не должно. Или все-таки волнует? Вы уж определитесь. Вот представьте, что ваши «мышки» бегут в сумасшедшей гонке ради вожделенного приза. Кто-то побеждает, кто-то проигрывает.

Вы при всех награждаете победителя, вручаете приз, натянутые улыбки на лицах остальных участников соревнований и аплодисменты с плохо скрываемым внутри недовольством. Как вы думаете, сколько из проигравших соревнование сотрудников придут на помощь победителю, если вдруг возникнет такая ситуация? Сколько человек его стали «горячо любить» и хорошо относиться? Особенно если у вас женский коллектив.

К сожалению, в нашей культуре (я имею в виду русскоговорящее населения Российской Федерации) не принято радоваться чужим успехам. Ну, не принято и все тут. Чужие победы вызывают только зависть и раздражение. Вспомните пословицу: Пусть у меня коровы не будет, лишь бы у соседа двух не было!».

Это пословица очень хорошо отражает наше внутреннее отношения к не своим победам. Мы готовы сутками разделять чужое горе, сопереживать и утешать, но не найдем и двух минут, чтобы порадоваться за другого более успешного человека.

Получается, что подобные «мышиные гонки» за призом только не только подрывают атмосферу в коллективе, но и сеют вражду и еще больше обостряют конкуренцию. Коллеги превращаются в соперников и врагов. Вам это по душе и дает результаты? Хорошо, тогда эта статья не для вас.

А вы не задавали себе такой вопрос: «Как сделать так, чтобы человек без всякого давления в виде материальной и нематериальной мотивации сам хотел усердно и ответственно трудиться на благо компании, а не только в своих собственных интересах?». Возможно, и задавали, но не знали ответа, или считали, что подобная идея – просто утопия.

Мотивация вовлечения – альтернатива «кнуту и морковке»!

Мотивация вовлечения – способ, при котором сотрудники сами хотят у вас работать. Это совершенно другая парадигма при работе с персоналом. Для тех, кто не готов отказаться от системы «беги, работай, получишь пряник или пинок под зад» думаю, будет не интересно.

Для всех остальных свободных предпринимателей с открытым сознанием к новым подходам предлагаю взять «на вооружение». Итак, давайте разберем, что такое мотивация вовлечения? Какие у нее есть плюсы и минусы? И, самое главное, кто уже попробовал эту систему на реальном предпринимательском опыте и, какие результаты получил?

Сила окружения. ДНК нетворкинга
22.06.2021-Александр Петрищев

Сила окружения. ДНК нетворкинга

Лайфхаки Нетворкинга
20.06.2021-Александр Петрищев

Лайфхаки Нетворкинга

Успейте получить

Вебинар в подарок

Оставь заявку прямо сейчас на бесплатный урок от
Александра Петрищева!
В этом уроке вы узнаете полезные техники влияния для жизни и бизнеса!

Поле обязательно для заполнения
Вы должны принять условия
Другие статьи
Тренинг-интенсив «Инсайты ораторского искусства»
28.06.2022

Тренинг-интенсив «Инсайты ораторского искусства»

Секреты публичных выступлений

Деловое общение

Механизмы влияния

Вводный видеокурс ораторского искусства
28.06.2022

Вводный видеокурс ораторского искусства

Практичный курс из 10 вебинаров включает в себя важные и прикладные темы по основам ораторского искусства, что позволит Вам понять свои ключевые коммуникативные проблемы, понять, как развивать себя.

Видеокурс Тренинг эффективных продаж
28.06.2022

Видеокурс Тренинг эффективных продаж

7 часовой тренинг с огромным количеством прикладных инструментов, приемов, методик и рекомендаций от гуру продаж Александра Петрищева. Этот тренинг будет полезен как для тех, кто работает в сфере B2B, так и В2С продажах. В большей степени приемы заточены на средние и крупные продажи.

Ораторский спецназ. Лучшие техники влияния
28.06.2022

Ораторский спецназ. Лучшие техники влияния

Центр деловых коммуникаций "ИГРОКС" приглашает Вас принять участие в бесплатном вебинаре на тему "Ораторский спецназ: лучшие техники влияния "