Мы наблюдаем сейчас удивительное событие, когда такой известный и незыблемый столп отечественного вещания, как Владимир Соловьев, упал с большой высоты, имидж полетел в тартары, возможно ли его будет восстановить, вот в чем вопрос?
Давайте разберемся с чем это связано, проведем психологический, личностный и коммуникативный разбор под микроскопом.
Всем известно, что господин Соловьев, гуру ораторского искусства и вещания, вцепился в смертельную битву с другим ведущим, журналистом Василием Уткиным.
Если кто не в курсе, то покажу небольшие фрагменты высококачественных и высокоинтеллектуальных дебатов, и попытаемся вывести ключевые ошибки спикеров.
Начнем с Соловьева. Ключевые ошибки:
Когда человек, независимо от своего уровня, опускается до коммуникации в стиле гоп-стайл, то невозможно сохранить свой имидж и лицо. Оскорбления, откровенное хамство, которое продемонстрировал В.Р. Соловьев – это еще не самое страшное. Вполне возможно, это даже привлечет соответствующую публику- любителей низкосортного хардкора. Но интеллектуальные люди начинают отворачиваться из-за другого, из-за срабатывания принципа – шлейфа.
После любой коммуникации остается так называемый шлейф, некий осадок. Он складывается не только из конкретно сказанных слов, но и из-за косвенных намеков, подтекста, следствий, вытекающих из высказываний.
У кого и какой шлейф остается после фраз:
- «Человек, который в жизни все потерял» – Да, есть много людей, которые все потеряли. И это необязательно наркоманы и алкоголики. Потерять можно близких из-за трагической аварии, из-за катаклизмов, из-за эпидемий и войн, у кого сгорел бизнес или у кого забрали все сбережения, как было при развале СССР. И что? Получается, что люди, которые все потеряли однозначно являются ничтожеством? Мерзавцами? С ними не нужно общаться?
Появляется пласт людей, относящие себя в категорию «потерявшим все», которые воспринимают высказывания Соловьева в свой адрес.
- «Кулак у тонет в бесконечном жире» – здесь сразу цепляется еще один пласт людей, у которых избыточный вес, и они на подсознательном уровне также начинают тихо ненавидеть автора высказывания.
- «Я тебя этим кулаком раздавлю и голову пробью», «вот эта рука может голову в другое положение поместить», «я тебе по куполу врежу», «смотри в оба, озирайся по сторонам» «я тебе разок врежу» – что это все? Прямые угрозы физической расправы, вообще-то, статья. Подобные высказывания создают шлейф ощущений криминальных разборок, дворовых разборок, тем более, становится страшно, когда это говорит медийная личность с основного канала страны. Какой осадок остается у людей? Если ты публичная личность, имеешь власть, рейтинги, то тебе позволительно все? Ты можешь вести себя как уличная шпана? Опасность этих высказываний в том, что создается негативный накал в пространстве, ощущения беспредела и беспомощности людей.
Подведем ключевые итоги:
Самое главное – помните о принципе шлейфа!
Одна из граней принципа Шлейфа – это косвенное поражение других людей.
Чем бы ни были оправданы ваши высказывания, вы можете настроить против себя различные пласты людей. Поэтому будьте аккуратны в своих высказываниях и не затрагивайте честь, достоинство других людей, профессий, религий, если не хотите нажить себе врагов.
Кстати, подобные ошибки крайне распространены не только на медиа арене, но и в обычной жизни: при общении с коллегами, руководством, можно запросто затронуть опасную тему. Например, на одной встречи мой собеседник сказал фразу: «только давайте без тупых спортсменов». На что его же начальник заметил: «Вообще-то, я профессионально играл в теннис, но я не тупой спортсмен». И было понятно, что осадок останется навсегда между руководителем и его подчиненным.
Еще одна грань принципа Шлейфа – это твоя личная ассоциация с теми фразами, которые ты произносишь.
Если вы кого-то материте, то слушатели ассоциируют свои негативные эмоции и этот мат с вами.
Яркие примеры: начните общаться со своим руководителем и несколько раз произнесите: «Я ничего у вас не крал, я никогда ни где не воровал и т.д.» Ваш руководитель запомнит свои эмоции по поводу «воровства» и будет именно вас ассоциировать с этим событием. Именно поэтому, те, кто разбираются в психологии влияния, не любят лично информировать свое руководство о плохих новостях, а если и вынуждены это делать, то нужно более тонко, чтобы потом за тобой не закрепилась негативная ассоциация.
Помните про принцип «Свои люди»
Надменная речь Соловьева, грубость, кичение своими достижениями и нарушения вышесказанных принципов дистанциировала его от основной массы населения, поэтому многие встали на защиту именно Уткина. Соловьев стал чужим, а Уткин свой.
Целью данного кейса и его анализа являются сугубо изучение психологии влияния и ораторского искусства в реальных ситуациях. Надеюсь, эти знания позволят вам избегать подобных ошибок.
Мое мнение, в этой ситуации однозначно проиграл Соловьев и данная ошибка послужило началом конца его карьеры.
Если Вам понравилась статья и вы хотите продолжение, например, узнать, как правильно и достойно парировать нападки собеседника, то пишите в комментариях.
Очень интересно, что вы думаете по конфликту Соловьева – Уткина, какие эмоции вы испытывали, наблюдая за их перепалкой?