Рекомендации для публичных выступлений

Рекомендации для публичных выступлений

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Здравствуйте. Я не случайно начал сегодняшнюю статью известной поговоркой. Дело в том, что из всех каналов восприятия информации у человека визуальный является ведущим.

Поэтому то, как вы выглядите при публичном выступлении и, что еще видят ваши слушатели, играет решающую роль в принятии любого решения аудиторией. А публика видит вас (одежду, позу, движения, мимику лица), картинки, слайды презентации и окружающий фон. Вот об этом и пойдет сегодня речь.

 

Начнем с внешнего вида…

Помните, что на сцене все видно. Какая у вас прическа, начищены ли ботинки, или торчащий из нагрудного кармана носовой платок. Так уж устроен наш мозг, что человеческий взгляд постоянно блуждает в поисках новых картинок. И если вы хотите, чтобы аудиторию ничего не отвлекало от успешного выступления, сделайте следующее:

–          Уберите все лишнее из карманов (платки, кошелек, ключи, телефон, авторучку и т.д.), чтобы ничего не оттопыривало вашу одежду

–          Поправьте прическу заранее, если у вас есть очки, то протрите их за сценой, а не вовремя выступления

–          Встаньте перед зеркалом и попрыгайте на месте, чтобы убедиться, что у вас ничего не бренчит и не выпадет при перемещениях по сцене

–          Застегните все, что необходимо застегнуть (мужчины проверяйте ширинку, женщины не злоупотребляйте лишней расстегнутой пуговицей на рубашке в зоне декольте)

–          Снимите лишние украшения, которые могут отвлекать внимание аудитории

–          Заранее приготовьте предметы, которые вы будете держать в руках (микрофон, лазерную указку, маркер и т.д.). Не стоит держать и, уж тем более, теребить в руках предметы, которые не являются частью выступления (например, щелкать авторучкой, это привлекает не нужное внимание и может все испортить)

 

Что у вас за спиной?

Фон тоже является частью вашего выступления. Если у вас есть возможность, то обязательно договаривайтесь с организаторами, чтобы были убраны все лишние предметы (цветы, картины, стулья и т.д.).

Желательно, чтобы фон был однородным, и как можно было меньше предметов, отвлекающих внимание. Оставляйте только то, без чего вообще не обойтись: экран для презентации, возможно, стул, но я рекомендую всегда проводить выступление стоя.

Теперь, когда все лишнее убрано, вы выглядите отлично, разберемся с тем, как работать со вниманием аудитории.

 

Куда они смотрят?

Люди, сидящие в зале, видят вас, окружающий фон и то, что вы показываете, например, презентацию. Чтобы с первых секунд завладеть их вниманием рекомендую установить с каждым участником зрительный контакт.

Это обязательное правило, о котором сразу узнают наши ученики курсов по ораторскому мастерству. Ибо зрительный контакт позволяет держать связь со всем залом. В противном случае люди, на которых вы не смотрите, будут чувствовать себя обделенными вашим вниманием.

А значит, вы рискуете потерять лояльность части аудитории. Если вы не используете в своем выступлении визуальные элементы, то старайтесь держать зрительный контакт с залом на протяжении всего выступления.

Если же, например,  вы демонстрируете презентацию на слайдах, то, все равно в начале выступления и обязательно в его конце держите с людьми контакт глазами.

 

Как это правильно делать?

Чаще всего оратор смотрит вперед и в центр, упуская края и задние ряды из виду. А нужно посмотреть каждому сидящему в глаза, уделив доли секунды. Зато у вас будет налажен контакт со всеми зрителями.

Только не стоит сразу всех «выкашивать глазами» справа налево, будто вы самолет, который устраивает ковровую бомбардировку. Бросайте точечные взгляды в хаотичном порядке. Тогда это будет выглядеть естественно.

Теперь давайте разберем демонстрацию визуальных элементов на примере классической презентации в слайдах.

 

Правила демонстрации слайдов презентации:

  1. Один слайд = одна мысль. Не стоит запихивать в каждый слайд много информации, словно вы делаете винегрет. Аудитории будет это сложно переварить и усвоить. Поэтому одна мысль на одном слайде и точка.
  2. Пустое место тоже работает. Когда вам необходимо более подробно раскрыть идею используйте пустые слайды, на которых одна ключевая мысль, либо вообще ваше имя, либо название выступления либо вообще, откровенная пустота. Таким образом, все внимание будет обращено на вас, а не на экран, где публика будет всматриваться в следующий слайд. Чередуйте пустые с информативными слайдами.
  3. Не более трех цветов. Использование более трех цветов в презентации не только считается дурным тоном, но и осложняет усваивание информации аудиторией. Это не касается фотографий и картинок, цвета которых вы не вправе менять.
  4. Единый стиль. Это означает, что вся ваша презентация сделана по одному шаблону, где на первой странице тема выступления и имя выступающего. Кстати, в тексте также используйте не более трех шрифтов.

Рекомендации для публичных выступлений

Обязательно заранее проверяйте работу всех инструментов, необходимых вам для презентации. Чтобы компьютер синхронизировался с экраном и правильно вывел изображение. Чтобы вашу флешку, на которой записана презентация, можно было прочитать. Чтобы в пульте для переключения слайдов были работающие батарейки.

Я был свидетелем нескольких великолепно подготовленных докладов, которые были полностью провалены из-за технических неполадок. Точнее из-за человеческого недосмотра.

Поэтому всегда проверяйте всю аппаратуру и технический инструментарий сами в той части, в которой вы ей пользуетесь. Не полагайтесь только на ответственность организаторов. Обязательно все тестируйте два раза. Первый раз – минимум за сутки до выступления. Второй раз – за час или полчаса до вашего доклада.

Чтобы в самый неожиданный момент ваш экран не показывал унылый синий квадрат, а микрофон не фонил, издавая оглушительный звук, убивающий барабанные перепонки всему залу.

Проверяйте все в условиях приближенных к боевым. От компьютеров до маркера, который может вдруг оказаться перманентным, так что его след на пластиковом флипчарте не стирается обычной «стирашкой».

Кстати, если вы работаете с помощником, необходимо на практике убедиться, что он вас прекрасно понимает и помогает. А не «уничтожает» ваш прекрасный доклад своим неумением синхронизировать слайды и речь оратора (я сам видел такое однажды, просто ужас).

 

Вы самый главный визуальный объект выступления 

На курсах по ораторскому мастерству мы даем массу упражнений, направленных на работу оратора в пространстве. Ведь у многих выступающих не редко возникают проблемы с тем, как встать на сцене, куда деть руки и т.д.

Не буду раскрывать всех тонкостей и нюансов, но запомните несколько простых рекомендаций поведения оратора на сцене:

  1. Никаких посиделок. В 99,9% случаев оратор проводит выступление, стоя (иногда бывают редкие ситуации, когда человек вынужден сидеть, но это скорее исключение из правил)
  2. Не превращайтесь в памятник. Двигайтесь на сцене. Используйте все пространство для перемещений. Ибо двигающиеся предметы всегда привлекают внимание. Если вы застынете в одной позе на все время выступления, то публика может быстро заскучать
  3. Руки вверх. Оратор, выступающий перед другими людьми на сцене, воспринимается как лидер, как успешный человек. Поэтому всегда держите руки выше средней части тела (выше пояса). Не знаете, куда их деть. Представьте, что вы держите в ладошках шар (только пальцы должны быть слегка растопырены) и время от времени отрывайте руки, чтобы жестикулировать
  4. Рисуйте образы руками. Обязательно жестикулируйте руками. Показывайте невообразимый рост и необъятную ширину раскрытыми руками. Это придаст вашему выступлению визуальную полноту восприятия информации
  5. Работайте лицом. Аудитория ждет эмоций от вас. Показывайте их своим лицом, и не превращайтесь в мумию, которой нечего сказать. Для тренировки перед выступлением кривляйтесь у зеркала. Это улучшит кровоток в мышцах лица.

Берите пример владения телом на сцене (и не только телом) с разных ораторов, например: великий Стив Джобс, Марк Цукерберг, Ирина Хакамада.

Обратите внимание, что большинство мудрых (или хитрых) ораторов выступают без трибуны. Дабы их было видно полностью, и была возможность свободно двигаться по сцене. Делайте точно также и не прячьтесь за этим бесполезным ящиком. Ибо двигаясь, вы можете сильнее воздействовать на публику.

 

Еще немного о руках.

Руки всегда должны быть свободны. Т.е. не прячьте их за спиной, или не дай Бог в карманы. Не скрещивайте на груди. Все это будет вызывать у зрителей не самые положительные эмоции.

При жестикуляции время от времени демонстрируйте открытую ладонь. Это знак доверия, который на генетическом уровне аудитория считывает как вашу открытость и светлые помыслы (отсюда пошел ритуал рукопожатия).

Это далеко не все о чем мне бы хотелось поделиться с вами по теме публичных выступлений. Продолжение читайте в следующих статьях. А я приглашаю вас в нашу школу ораторского мастерства на курсы и тренинги, чтобы все прочитанное (и даже больше) вы смогли отработать на практике.

 

Всегда ваш, бизнес – тренер, Александр Петрищев.

Сила окружения. ДНК нетворкинга
22.06.2021-Александр Петрищев

Сила окружения. ДНК нетворкинга

Лайфхаки Нетворкинга
20.06.2021-Александр Петрищев

Лайфхаки Нетворкинга

Успейте получить

Вебинар в подарок

Оставь заявку прямо сейчас на бесплатный урок от
Александра Петрищева!
В этом уроке вы узнаете полезные техники влияния для жизни и бизнеса!

Поле обязательно для заполнения
Вы должны принять условия
Другие статьи
Тренинг-интенсив «Инсайты ораторского искусства»
28.06.2022

Тренинг-интенсив «Инсайты ораторского искусства»

Секреты публичных выступлений

Деловое общение

Механизмы влияния

Вводный видеокурс ораторского искусства
28.06.2022

Вводный видеокурс ораторского искусства

Практичный курс из 10 вебинаров включает в себя важные и прикладные темы по основам ораторского искусства, что позволит Вам понять свои ключевые коммуникативные проблемы, понять, как развивать себя.

Видеокурс Тренинг эффективных продаж
28.06.2022

Видеокурс Тренинг эффективных продаж

7 часовой тренинг с огромным количеством прикладных инструментов, приемов, методик и рекомендаций от гуру продаж Александра Петрищева. Этот тренинг будет полезен как для тех, кто работает в сфере B2B, так и В2С продажах. В большей степени приемы заточены на средние и крупные продажи.

Ораторский спецназ. Лучшие техники влияния
28.06.2022

Ораторский спецназ. Лучшие техники влияния

Центр деловых коммуникаций "ИГРОКС" приглашает Вас принять участие в бесплатном вебинаре на тему "Ораторский спецназ: лучшие техники влияния "