Демократический стиль управления
Демократический стиль управления

Продолжает цикл, посвящённый стилям управления. Вы уже познакомились с делегирующем стилем, а в этой статье мы поговорим о демократической манере управления персоналом.

Ключевым для данной манеры является понятие “коллегиальность”: руководитель советуется с коллективом при принятии ряда решений, делегирует ему часть полномочий и задач. При демократическом стиле управления начальник совместно с коллективом принимает такие важные решения, как увольнение, повышение и назначение сотрудников, курс развития компании. Такое поведение обычно мотивируется не только личностными характеристиками руководителя, но и тем, что сотрудники-исполнители зачастую лучше осведомлены о проблемах коллектива, его сильных и слабых сторонах.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Как правило, руководителя-демократа можно вычислить по его рабочему месту: он располагается в том же кабинете, что и его подчиненные, а продолжительность его рабочего дня зачастую совпадает с продолжительностью рабочего дня работников, либо даже превышает его. Руководитель, выбравший демократическую манеру управления, поддерживает открытые, доверительные и дружеские отношения с подчиненными, устраивает совместные корпоративные мероприятия, например, тимбилдинг, и участвует во всех играх-упражнениях наравне с коллегами. Демократический стиль управления обычно характерен для западных компаний и начинающих предприятий.

В любой компании руководителю крайне важно понимать, что от эффективной коммуникации, завит абсолютно все сферы жизни. Серия корпоративных тренингов Александра Петрищева поможет найти действенный ключик к персоналу и создать прекрасные отношения внутри коллектива между сотрудниками.

 

На нашем сайте Вы сможете записаться на курсы по личностному росту, подать заявку на бесплатные тренинги и принять участие в других мероприятиях в Москве. Телефон для связи: 8 (495) 755-44-92.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Термин демократия, как известно, возник ещё в Древнем Риме, Древней Греции и дословно его можно перевести как “народовластие”, в связи с чем многие ошибочно полагают, что демократия обозначает полную и безраздельную власть народа. Однако, это не так.

Демократия – это коллегиальное управление, при котором народ является источником власти, но часть своих полномочий делегирует выбранным руководителям. Исторически такое явление было обусловлено тем, что если все граждане полиса будут заниматься только совместным принятием решений, то у них не останется времени для выполнения других необходимых работ, необходимых для поддержания жизни: земледелия, скотоводства, занятия ремеслом. Многие исследователи связывают возникновение демократии с малой численностью населения государств, по их мнению, именно это давало возможность эффективно взаимодействовать коллективу, имея равные права и обязанности. Однако не стоит забывать, что так называемое равенство предполагало бесправие детей, женщин, а рабов и вовсе не считали людьми. В современном мире под демократией чаще всего понимают абсолютное равенство всех граждан, отсутствие ущемления прав меньшинств. Этот краткий экскурс в историю, надеемся, поможет лучше понять, что в современном мире обозначает термин «демократический стиль управления».

ПРЕДУПРЕЖДЁН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЁН

Как руководитель вы можете использовать демократический стиль управления в качестве поощрения сотрудников. Если вы видите, что коллектив проявляет инициативу и успешно справляется с поставленными задачами, но вам не свойственна демократическая манера управления, вы все же можете изредка прибегать к ней.

Решить проблему совместно с сотрудниками, поучаствовать в процессе работы, давать почувствовать своё присутствие и равенство с остальными – ценная похвала и мотивация для каждого сотрудника. Кроме того, такая “временная демократия” может позволить вам заручиться поддержкой коллектива и обеспечить его лояльность в будущем, ведь вы будете восприниматься как часть команды.

Не утихают споры, возможна ли абсолютная демократия? Можно ли распределить права и обязанности таким образом, чтобы ни один не остался в стороне? Предлагаем и вам поразмышлять над этими вопросами. И как нет согласия между спорящими, так могут возникнуть и конфликты между сотрудниками: часть коллектива будет считать, что начальник выбрал оптимальный стиль управления и работает с ними сообща, другие будут настаивать на том, что демократия невозможна априори и начальник ущемляет их свободу. Предупреждён – значит вооружён. Заранее предвидя такой вариант развития событий, руководству при первых же “симптомах” стоит откровенно поговорить об этом с подчиненными, выяснить, в чем конкретно причина недовольства и постараться сделать все возможное, чтобы ни один сотрудник не чувствовал себя ущемлённым в его правах и свободах, только так стиль управления может стать по-настоящему демократичным.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ РУКОВОДИТЕЛЮ?

Для успешной работы в коллективе, руководитель которого предпочёл демократию другим стилям управления, сотрудникам стоит обладать следующими качествами и навыками:

  1. Коммуникабельность – умение совместно с другими коллегами выполнять поставленные задачи. Ключевой навык, коммуникабельность – это умение согласовывать свои действия с коллективом, быть открытым предложениям, общительным и даже дружелюбным.
  2. Сотрудник должен быть ответственным, так как демократия предполагает участие в принятии важнейших решений, отказаться от своей ранее занимаемой позиции без объяснений грозит потерей репутации и доверия.
  3. Руководитель при данном стиле управления должен обладать всеми теми же качествами, но при этом помнить, что он все равно несёт ответственность за весь коллектив перед лицом внешних коллег и партнёров фирмы.

Демократический стиль управления подчиненными – это стиль, при котором руководитель принимает ключевые решения и выполняет задачи совместно с подчиненными, советуется с ними при решении вопросов, что коренным образом отличается от авторитарного стиля управления, речь о котором пойдет в следующей статье данного цикла.

Другие статьи
Каузальная атрибуция
27.06.2022

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция – объяснение человеком причин, мотивов, целей и намерений других людей.

Олег Лебедев
27.06.2022

Олег Лебедев

Олег Лебедев – основатель компании «Лебедев Энтерпрайзис». В 21 год этот еще довольно молодой человек открыл свой первый бизнес. Как и у любого стартапера, у него было страхи и опасения, но как студент юридического факультета и будущий юрист Олег довольно быстро справился с этими проблема. Как в начале своего бизнес-пути, так и сейчас его сопровождает коуч -«ментор», как он сам его называет.

Путь по карьерной лестнице
27.06.2022

Путь по карьерной лестнице

При устройстве на работу многие уточняют, есть ли возможность дальнейшего продвижения по карьерной лестнице с данной позиции. Однако даже услышав положительный ответ, в результате далеко не каждый действительно начинает совершать это продвижение. В чем же дело? Обычно не в том, что работодатель заведомо хотел обмануть своего будущего сотрудника. Все заинтересованы в эффективных способных сотрудниках, но не всегда у этих сотрудников получается продемонстрировать свои таланты.

Что даёт коучинг или каким должен быть хороший коуч?
11.02.2019

Что даёт коучинг или каким должен быть хороший коуч?

Молодое явление под названием коучинг приобретает всё большую популярность в нашей стране. У тех, кто столкнулся с ним впервые, возникает множество естественных вопросов о его природе, степени необходимости, значении