Современные подходы к лидерству
Современные подходы к лидерству

Современные лидерские концепции

В наши дни всё большее значение приобретают исследования феномена лидерства. Эта тема особо актуальна для разработки эффективных методов руководства. Лидер – это лицо, способное повести за собой, убедить в верности решения, воодушевить на свершения.

Современные подходы к лидерству отличаются разнообразием. Авторы новых концепций зачастую основываются на идеях конструктивного альтернативизма. Эта философская установка опирается на разнообразие мнений и индивидуальный подход к реальности. Большей ценностью при этом обладает эвристичность модели, а не её сходство с оригиналом. Рассмотрим некоторые результаты исследований теории лидерства в современном мире.

Концепция «первичного» лидерства

Её разработчиками выступают Д. Гоулман и Р. Бояцис. Согласно их теории эмоциональное состояние координатора действий определяет эффективность всего возглавляемого им коллектива.

Разработчики выделяют различные стили лидерства:

  • с направленностью на перспективу;
  • с особым вниманием к темпу работы;
  • с применением принципов техники коучинга;
  • приказной;
  • демократический.

Коучинг – техника создания комфортных условий для самостоятельного продвижения к цели при использовании внутреннего потенциала. Его задача – не учить, как делать правильно, а стимулировать к самостоятельному поиску верных решений, самообучению, инициативе.

Разработчики обосновали влияние названых стилей на эффективность результатов работы группы в целом. В ходе исследований была доказана прямая связь эмоциональных состояний с результативностью трудового процесса. Эмоциональный лидерский интеллект важен в любой деятельности.

Концепция «внутреннего стимулирования»

Её разработчик К. Кэшман обосновал идею постоянного самосовершенствования лидера. Он призывает руководителей стать мастерами в семи областях:

  • познание самого себя;
  • межличностные отношения;
  • умение ставить цели и идти к ним;
  • основы бытия;
  • активность действий;
  • поиск равновесия;
  • навык управлять изменениями.

При соответствии этим принципам лидерские навыки развиваются «изнутри».

Концепция опосредованного лидерства

Авторы теории Р. Фишер и А. Шарп считают: чтобы управлять людьми фактически, не обязательно быть формально «назначенным» лидером. Иногда организуют коллектив и ведут его за собой не руководители, а отдельные активисты, пользующиеся авторитетом окружающих.

Им присущи навыки:

  • отчётливая постановка целей;
  • умение видеть перспективу;
  • совершенствование форм обучения;
  • умелое налаживание сотрудничества.

Основой подхода является мотивация к лидерству: важнее занимать место руководителя либо стремиться к достижению результата.

Концепция «двигателя лидерства»

Её разработал американский исследователь Н. Тичи. Он исследовал в сравнении двух лидеров: просто добившегося успеха и удерживающего успех долгое время. Последнего Тичи назвал победителем. В результате он пришёл к выводам:

  1. Организации, добившиеся успеха, отличаются наличием лидеров на разных уровнях.
  2. Эффективность деятельности предприятия напрямую зависит от умения устоявшимися лидерами определённого уровня воспитывать своих преемников на уровнях, расположенных ниже, умело используя для этой цели различные методики.
  3. Лидеры обязаны овладеть «передаваемой точкой зрения», включающей такие элементы:
    • устоявшиеся ценности;
    • новые идеи;
    • энергию положительного эмоционального фона.

Все эти элементы и воспитательные методики следует использовать в развитии. Трансформация просто успешного фаворита в «победителя» ведёт к долгосрочному эффекту успешности. На основе выпущенной книги Тичи разработан ряд тренингов.

Концепция «распределённого» лидерства

Суть её в том, что направляющим в коллективе, реализующем этап проекта, не обязательно должен быть один человек на протяжении всего времени. На разных этапах координировать деятельность могут разные лица, наиболее компетентные на текущий момент в определённой области.

Такое распределение лидерства эффективно в группе, представители которой находятся примерно на одном уровне компетентности:

  • умственной;
  • социального плана;
  • культурной;
  • коммуникативной.

Любое превосходство становится препятствием для передачи другому человеку лидерских функций. К тому же, участники проекта должны равно владеть особенностями поведения лица ведущего или ведомого, подчиняться или руководить.

В такой модели лидерства отсутствует формализм. Лидерское влияние на коллег может оказывать каждый (официально и неофициально). Концепция ориентирована в основном на взаимоотношения в коллективе, в меньшей мере – на личностные черты. По завершении проекта вряд ли кто-то скажет, что он лично осуществил его. Итоги становятся общими достижениями всех членов группы.

Концепция связующего лидерства

Обосновал её Д. Липман-Блюмен. По его мнению, фаворит обязан мастерски координировать взаимосвязь между поставленными целями и соответствующими побуждениями личными и окружающих.

Ему следует стать личностью:

  • аутентичной, без притворства и подражания;
  • ответственной;
  • вызывающей доверие;
  • прагматичной, нацеленной на результат;
  • высоко этичной;
  • умеющей собирать вокруг себя единомышленников;
  • ориентированной на перспективу.

Такой человек способен сплотить и возглавить эффективную для выполнения поставленной задачи группу.

Тесно связано с данным подходом понятие под названием «горячая группа». Она характеризуется сплочённостью, уходом в работу «с головой», заинтересованным стремлением. Создание такой группы зависит от личности координатора.

Концепция лидерства для управления парадоксами

Авторы теории – Ч. Хэмпден-Тернер и Ф. Тромпенаарс. Под парадоксом они понимают задачу, не предполагающую однозначного урегулирования, стимулирующую ежечасно находиться в поиске, изменять динамику поведения. Руководителю приходится неизменно сохранять баланс между понятиями, по сути противоположными.

 

Области, требующие сбалансированности лидера
Личностные черты универсальность
признаки специфичности
Деятельностная ориентация на групповое воздействие
на личность
Выражение возникающих эмоций яркое
сдержанное
Предпочитаемые стандарты жёсткие
мягкие
Локус контроля внешнего типа
внутренней направленности
Отношение к временному фактору линейное
циклическое
Статус предписанный
приобретённый

Лидеру постоянно приходится удерживать психологическое равновесие и искать «золотую середину».

Таковы более распространённые подходы к теме лидерства. Каждая из теорий имеет большое значение для успешной деятельности. Появление новых форм организации коллективов, стилей руководства, экономических реалий постоянно стимулирует возникновение более современных концепций лидерства.

Это сложный процесс социализации, характеризующийся инновационными подходами в отличие от традиционно сложившихся. Для эффективного руководства лидерство является не столько наукой, сколько искусством управления.

Со временем будут возникать ещё более новые подходы, концепции, ведь эта тема остаётся одной из самых актуальных. Качества лидера напрямую влияют на результат деятельности. Воспитание лидеров руководителями компаний является залогом успешной реализации проектов.

 

Другие статьи
Каузальная атрибуция
27.06.2022

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция – объяснение человеком причин, мотивов, целей и намерений других людей.

Олег Лебедев
27.06.2022

Олег Лебедев

Олег Лебедев – основатель компании «Лебедев Энтерпрайзис». В 21 год этот еще довольно молодой человек открыл свой первый бизнес. Как и у любого стартапера, у него было страхи и опасения, но как студент юридического факультета и будущий юрист Олег довольно быстро справился с этими проблема. Как в начале своего бизнес-пути, так и сейчас его сопровождает коуч -«ментор», как он сам его называет.

Путь по карьерной лестнице
27.06.2022

Путь по карьерной лестнице

При устройстве на работу многие уточняют, есть ли возможность дальнейшего продвижения по карьерной лестнице с данной позиции. Однако даже услышав положительный ответ, в результате далеко не каждый действительно начинает совершать это продвижение. В чем же дело? Обычно не в том, что работодатель заведомо хотел обмануть своего будущего сотрудника. Все заинтересованы в эффективных способных сотрудниках, но не всегда у этих сотрудников получается продемонстрировать свои таланты.

Что даёт коучинг или каким должен быть хороший коуч?
11.02.2019

Что даёт коучинг или каким должен быть хороший коуч?

Молодое явление под названием коучинг приобретает всё большую популярность в нашей стране. У тех, кто столкнулся с ним впервые, возникает множество естественных вопросов о его природе, степени необходимости, значении